- Гуманизм
- по [16] принцип мировоззрения, в основе которого лежат убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Принцип сложился в эпоху Возрождения в результате борьбы "третьего сословия" (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии, проповедовавшей аскетизм. Гуманисты (Ф.Петрарка, Ф. Бекон, Монтень, Леонардо да Винчи) провозгласили человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их точки зрения, должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его "естественное стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности".
По Бохеньскому, "гуманизм, вероятно, самый распространенный сегодня предрассудок [7]. Господствует мнение, что можно быть кем угодно, но нельзя быть негуманистом. Слово "гуманизм" имеет несколько значений. Согласно одному из них люди принципиально отличаются от других существ, в особенности от животных. Человек живет среди природы, но он не является ее составной частью. Он выше, он - нечто священное. Человек - это великое существо...
Другой вариант - интуитивный гуманизм, убеждение в том, что человек есть нечто выдающееся... основанный на "непосредственном проникновении" человека в свою собственную сущность. Такого рода проникновение чрезвычайно приятно, человек возносится над остальной природой, и никто не может отказать ему в праве считать себя гуманистом. Правда, гуманизм этот несколько подозрителен - слишком уж он льстит самому субъекту. Если бы крокодилы умели философствовать, они бы наверняка придумали крокодилизм: ведь так приятно ощущать себя существом высшего сорта.
Следующий вариант гуманизма, который нельзя отнести к заблуждениям,- это религиозный гуманизм, вера в то, что Бог сделал своим избранником и другом самое жестокое животное - человека. Верящего в это, конечно, вполне можно назвать гуманистом".
Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП "Лаборатория проблем цивилизации". В. П. Галкин. 1998.